Интервью с Пией Моберг

Пия Моберг (Pia Moberg)
4 дан Ивама рю и 5 дан Айкикай

Место рождения
Гётеборг, Швеция

Место проживания
Гётеборг, Швеция

Нынешняя профессия
Лектор и научный работник

Образование
Ph.D по японской культуре, Гётеборгский университет

Когда и где начали заниматься Айкидо
Когда мне было восемь лет, в детской группе Гётеборгского клуба Айкидо.

Первый преподаватель по Айкидо
Мой отец Зет Моберг меня учил когда я начала заниматься в детской группе. Позже я поняла, что он начал вести эту группу потому что хотел, чтобы я начала заниматься.

Кого бы Вы назвали наиболее повлиявшем на Вас в Айкидо? И какое было это влияние? 
Хотела бы назвать нескольких, все они по-разному внесли свой вклад в мою жизнь в Айкидо вплоть до нынешнего времени.

Мой отец Зет (Zeth) доказал, что можно продолжать заниматься даже если остался один с ребёнком. Я провела много вечеров в додзё сидя и наблюдая за тренировками! Он является замечательным примером человека, сделавшего Айкидо частью своей повседневной жизни.

Ульф Эвенас (Ulf Evenas), мой основной учитель в Гётеборге, в большой степени влияет на мою жизнь в Айкидо. Кроме технической стороны Айкидо он также показывает мне как надо вести додзё.

Ян Брат (Jan Bratt) всегда играл важную роль, в основном благодаря его готовности поделиться знаниями на ежедневных занятиях в Гётеборгском клубе Айкидо (Gothenburg Aikido Club). Наше нынешнее додзё, Риай Айкидо додзё (Riai Aikido Dojo) это своего рода результат той работы, которую мы начали много лет назад.

Пат Хендрикс (Pat Hendricks) всегда являлась для меня примером как женщина, с тех пор как я её впервые увидела в Иваме в 1988 году. Если Вы небольшого роста и не очень сильны, Вам нужно использовать точную технику и боевой дух. Пат сильно вдохновляла меня в этом смысле.

Паоло Корралини (Paolo Corralini) также очень сильно на меня повлиял своими глубокими знаниями по технике и своей преданностью Сайто Сенсею во всех отношениях.

Но прежде всего, это конечно сам Сайто Сенсей (Saito Sensei), он его пример в Айкидо для меня основной. Его преданность Айкидо и его техника поражают. Педагогическая система, которую он разработал, это потрясающее средство как для развития собственного Айкидо, так и для преподавания. Он — это источник, и без него все те, кого я перечислила, вероятно, не стали бы частью моей жизни в Айкидо.

Как называется Ваше нынешнее додзё?
Риай Айкидо додзё (Riai Aikido Dojo) — http://www.riai.se/

Какими, по Вашему мнению, качествами важно обладать инструктору Айкидо?
Трудно коротко ответить на этот вопрос! Учитель должен хорошо технически понимать ту систему (школу), которую он представляет, а также обладать чувством сострадания и ясным умом. Под ясным умом я понимаю способность анализировать и переоценивать свой собственный образ мысли. Ещё очень важно представлять себе разницу между ситуацией обучения и ситуацией демонстрации техники. Для этого необходимо объяснять ученикам на том уровне понимания, на котором они находятся сейчас и действительно хотеть поделиться с ними своим знанием. Все три аспекта шин-ги-тай (shin-gi-tai) (шин (shin)=сердце, эмоциональный аспект, ги (gi)=мыслительный, технический аспект, тай (tai)=тело, физический аспект) присутствуют в вас когда вы преподаёте.

Не могли бы Вы рассказать о нескольких важных моментах в истории Вашего изучения Айкидо, может быть когда Вы почувствовали, что Ваши занятия вышли на новый уровень или ещё что-то такое важное
Моя первая поездка в Иваму в 1988 году очень повлияла на меня. Опыт, полученный из первых рук в Японии, в Иваме, и Сайто Сенсей создали мотивацию продолжать заниматься.

Помню, я сидела в кафе в Мито со своим другом Миллсом Кесслером (Miles Kessler). Он показал мне книгу мастера боевых искусств по имени Питер Ралстон (Peter Ralston). Питер писал, что все занимающиеся Айкидо, кого он встречал, были так или иначе очень зажатыми. Это стало точкой отправления для моих исследований в области зажатости-расслабления, использования силы в рамках Айкидо и взаимодействия между уке и наге. Думаю, сейчас я понимаю что Питер имел в виду, действительно, существует очень много зажатых айкидок. Тем не менее это неправильно. Айкидо может явиться превосходным средством для достижения чувства контакта, равновесия и ведущей силы.

Однажды, делая migi no awase (правостороннюю авазу), я испытала чувство полного присутствия и невесомости, как будто бы я двигалась по воздуху без всяких усилий. Воспоминание об этом всегда со мной и я надеюсь испытать это переживание ещё и ещё. Возможно, мне удавалось к этому состоянию ещё приблизиться, но не повторить его. Этот опыт также раскрывает смысл ката, повторении одной и той же формы раз за разом с тем, чтобы наконец достичь его сути.

Открытие нашего додзё (совместно с Яном Браттом) в 2003 году это первый шаг на, я надеюсь, длинном и захватывающем пути. После того как мы были частью большого хорошо организованного додзё с несколькими сотнями учеников, наше совершенно новое, без начального капитала, без зала для тренировок, без учеников — это была большая разница. Сейчас мы активное додзё с растущим количеством занимающихся. Вести клуб вместе с Яном это замечательно во многих отношениях.

Проводите ли Вы семинары и где?
Провожу в разных местах Скандинавии и в России.

Какую область бы Вы назвали наиболее важной для боевых искусств?
Трансформацию личности и важность прогресса.

Какими ещё боевыми искусствами Вы занимались?
Немного кун-фу (kung-fu), тай-дзы (tai-chi) и шориндзы-кемпо (shorinji-kempo).

Что Вы считаете наиболее важным в преподавании Айкидо. Что-то, что Вы считаете Вы должны обязательно передать своим ученикам?
Как учитель я должна передать моим ученикам и систему техник (в которые встроены принципы искусства) и, по возможности, быть для них примером воодушевления. Одна важная область — передать правильное понимание взаимоотношений уке (uke) и наге (nage). Это необходимо для того, чтобы чувствовать себя свободно и получать истинное удовольствие от занятий Айкидо. Ещё я чувствую что должна исполнять свою роль лидера в моём додзё.

Какими качествами должен обладать ученик? Что является важным для того, чтобы быть хорошим учеником? 
Во-первых, ученик должен присутствовать на занятии. Возможно, это заявление звучит странно, но мой опыт показывает, что многие ученики пребывают в иллюзии что они могут достичь прогресса только от того, что думают посетить додзё. Те ученики, которые говорят: «я буду тренироваться и научусь», по определению являются хорошими учениками, поскольку они стремятся к прогрессу и развитию. Додзё — это место для занятия Айкидо, и также место, где соученики сотрудничают, поддерживая в нём красоту, чистоту и удобство. Основным отношением к ученичеству должно стать истинное желание тренироваться, оставаться открытым к обучению и с радостью выполнять обязанности вне мата.

Каковы Ваши цели в Айкидо? Почему Вы тренируетесь и к чему хотите прийти?
Моя цель — замечательно провести время! Айкидо это путь к своего рода свободе, даже несмотря на то, что чтобы её достичь приходится много и упорно заниматься. В Айкидо проявляются многие аспекты жизни: сила, красота, но также и боль во время учебного процесса.

Что бы Вы хотели ещё добавить.. 
Единственный настоящий момент опыта всегда доступен…